ЛИРИЧЕСКАЯ ПАЛИТРА АЛЕКСАНДРА ДОБРЯГИНА  





В выставочных залах Государственного музея А.С.Пушкина открыта первая персональная выставка московского художника Александра Добрягина.

По полотнам Александра Федоровича можно отправляться в путешествие по любимому городу - Москве. Хотите, начинайте от Никитского бульвара от «Дворика Н.В. Гоголя». Хотите – от «Андреевского монастыря» на Воробьевых горах. А, если вам ближе провинциальная Россия, ее «Тихие вечера», «Ветреный август», то и тут лирические полотна художника покажут вам заповедные места – речки Свистухи, красавицы Оки.
Как справедливо заметил художник Юрий Попков: «В этих пейзажах много чувств, эмоций и убедительности.
Хочется войти в этот пейзаж и чувствовать себя в нем гармонично в ладу со своей душой».

Кинорежиссер Вячеслав Ребров, сокурсник и давний друг художника, который был свидетелем становления мастера,
«его долгой совместной жизни с этюдником», так отзывается о творчестве Добрягина:
«Сегодня Александр пребывает в стадии зрелости. В его активе все больше полотен, что называется, достойных золоченых рам».

Перед его картинами, такими простыми, на первый взгляд, понятными, хочется остановиться, поразмышлять. Не сразу, и не вдруг придет чувство,
глубоко сокрытое, в душе каждого из нас. Оно не выставляется напоказ. Но живет в душе каждого из нас. Это любовь к Родине.

Выставка открыта до 1 сентября (Арбат, 55/32).


Ирина Долгополова

"Bечерняя Москва" 8.VIII. 2013





* * *

В ЛАДУ СО СВОЕЙ ДУШОЙ И ПАЛИТРОЙ…  


О ТВОРЧЕСТВЕ АЛЕКСАНДРА ДОБРЯГИНА




Вечером 4 декабря ушедшего, 2012-го года, в Круглом зале ЦДРИ прошёл вернисаж выставки живописи московского художника Александра Добрягина, моего старого друга со школьных лет. Я старался не пропускать ни одной его выставки, персональной или коллективной, всегда радовался его успехам,
но то, что произошло на последнем вернисаже, меня просто ошеломило. Я смотрел на его работы совершенно по-другому. И довольно скоро стал понимать, что присутствую не на очередной его выставке, а на каком-то очень важном событии, не только для меня, но и для всех, кто следит за творчеством этого живописца. И вспоминал предыдущую десятилетней давности выставку Александра Фёдоровича в этом же зале. Тогда в экспозиции ещё присутствовали полотна, даже больших размеров, которые по всем признакам напоминали этюды, крепкие, привлекательные по живописи и цвету, но ещё не ставшие картинами. И вот через десять лет Добрягин делает экспозицию, где каждое полотно – картина! И это при скупости сюжетного ряда!
Это условие соблюдается едва ли не во всех представленных работах. И когда задаёшься вопросом – из чего же складывается впечатление цельности экспозиции, ответ для меня видится в одном – их объединяет сверх-сюжет, он ощущается буквально в каждой работе.
Позже, на обсуждении выставки, один из художников объяснил его так:
«Автор – философ в своей живописи, это высокое мастерство… Перед его работами останавливаешься и думаешь о вещах сложных и с этими работами хочется находиться в одном пространстве…»Это признание перекликается и с мыслями художника Юрия Попкова, углубившего в своём выступлении эту мысль: «В этих пейзажах много чувств, эмоций и убедительности, хочется войти в этот пейзаж и чувствовать себя в нём гармонично в ладу со своей душой…Творчество таких художников, как Александр Добрягин, противостоит тому смутному времени, в котором, казалось бы, и творить уже невозможно…»
В этом высказывании Попкова и содержится, как мне кажется, ответ на вопрос, почему картина «Пушкин» помещена в центре экспозиции!
Александр Фёдорович не пускает в свои картины человека, его пейзажи безлюдны, и это не случайно. Человек, выражаясь концептуально, входя в ХХI-й век, так и не сумел обрести гармонию с природой, и в этом смысле опасен ей…
Для современного человека, похоже, и Пушкин давно уже стал понятием из разряда анахронизмов…

Экспозиция полотен – в основном пейзажи – поражает и восхищает своим нерасторжимым единством. Это отмечали все выступавшие на обсуждении.
Полотна словно перекликаются своим настроением и красочным тоном друг с другом, тем самым создавая притягательную атмосферу торжества радостных эмоций.Задаю себе вопрос – какая сила заставила знакомые мне по прежним выставкам пейзажные полотна по-новому явить зрителю свою бесконечную привлекательность и обаяние?.. Лиризм? Да, это свойство присуще буквально всем полотнам Александра Фёдоровича, скажу даже так – художник ещё только приготовил краски на палитре, а лиризм его уже пропитал грунт свежего холста.
Поэзию в работах художника почувствовали многие из посетителей, о чём горячо говорили в своих выступлениях…

В разговорах на вернисаже часто упоминалось словосочетание – традиции Московской школы живописи. Посетители напрямую связывали творчество Александра Фёдоровича с великими именами московских художников – Серова, Коровина, Жуковского, Туржанского, Петровичева.
В молодости, я это хорошо помню, Саша испытывал сильную тягу к художественному наследию этих великих мастеров. Но, как верно отметила в своём выступлении Ирина Добрягина-Дацкевич, жена и Муза Александра Фёдоровича, «он обладает творческим иммунитетом, он сам по себе, и привлекательность его работ не только в душевной чистоте и теплоте, но и в глубине его сердечных чувств и предельной искренности».
Это действительно так – очарование выставки Александра Фёдоровича прежде всего в его художественной самостоятельности, в его отчётливой и впечатляющей индивидуальности творческого лица.

Все работы, выставленные на вернисаже, достойны внимательного художественного анализа, но в рамках этой статьи остановлюсь только на двух полотнах, которые мне представляются весьма значительными достижениями Саши как живописца. Познакомился я с ними и был очарован этими картинами в тот же миг много раньше на выставке московских художников в зале на Кузнецком.

И кто-то с грустью заметил – как жаль, что эту во многом итоговую экспозицию, её потрясающий художественный эффект не увидят старшие друзья и учителя художника – Эдуард Браговский, Иван Сорокин и Ефрем Зверьков, яркие и самобытные имена в русском изобразительном искусстве последних пятидесяти лет. Вот бы они порадовались за Сашку! Участие этих богатырей живописи в творческом росте Александра Фёдоровича, их постоянное внимание к его поискам своего художественного лица хочется назвать Божьим Промыслом и великим счастьем. На выставке десятилетней давности в этом же белом зале Браговский, прежде чем ознакомиться с новыми работами своего коллеги, оглядел зал и изрёк свой любимый постулат – белые стены всё вскроют, всё докажут…

Да, и на этот раз белые стены круглого зала воочию явили, что традиции Московской школы пейзажной живописи, у которой есть и другое, неофициальное название – русский импрессионизм, продолжают жить, привлекать и удивлять зрителей новыми достижениями и открытиями, и последняя по времени выставка А.Добрягина яркое и впечатляющее тому подтверждение.


В.Ребров, кинорежиссёр.

"МИР ЖИВОПИСИ" NN 1-2


АЛЕКСАНДР ДОБРЯГИН
ХУДОЖНИКИ
Карта сайта




Яндекс.Метрика



Хостинг от uCoz